Персональный сайт педагога

Познавательное мероприятие по формированию правил пожарной безопасности

21 января 2018

Познавательное мероприятие по формированию правил пожарной безопасности  «Искорка за искорку»

Автор: Карагаева Ю.Н.

Цель:  дать детям начальные знания по пожарной безопасности.

Задачи:

  • показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную;
  • познакомить с историей ис­пользования огня человеком;
  • дать знания о причинах воз­никновения пожара;
  • закрепить знание правил по­жарной безопасности;
  • сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;
  • развивать речь детей, память, сообразительность, мышление, наблюдательность;

—развивать навыки выполне­ния аппликации.

Проблема:  дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за их безопасность.

Вид мероприятия: творческое, информационно – практико - ориентированное.

Участники:  дети старшей группы, герой Незнайка, воспитатель, музыкальный руководитель.

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие» - двигательная деятельность;

«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательное развитие»-познавательно-исследовательская деятельность;

«Речевое развитие» - коммуникативная деятельность.

«Художественно-эстетическое развитие» - слушание, пение, рисование…

Оборудование: плакаты и ри­сунки по противопожарной бе­зопасности, иллюстрации с изоб­ражением различных пожароо­пасных ситуаций, полезного применения огня; свеча, спички, цветная бумага, клей, ножницы, листы картона.

 

Ход мероприятия

Воспитатель (читает за­гадку) Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он со злости ест дрова, Может час, а может два, Ты рукой его не тронь, Искусает он ладонь. (Огонь.)

Сегодня мы с вами поговорим об огне.

Раздается стук и дверь.

Ребята, кто к нам пришел?

Появляется Незнайка. У него забинтована рука.

Здравствуй, Незнайка!

Незнайка. Здравствуйте, ребята.

Воспитатель. Незнайка, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?

Незнайка. Я решил поиграть в пожарных. Взял спички, хотел развести маленький костер, а потом его потушить.

Воспитатель. Ой, Незнайка, ты меня пугаешь! Ребята, разве можно играть в такую игру? Это может закончиться печально.

Незнайка. Да, ребята, вы правы. Вот я и обжег руку. Хорошо, что доктор Айболит рядом ока­зался! Он огонь потушить помог, руку обожженную забинтовал. Кто только этот огонь выдумал, зачем он нужен?

Воспитатель. Присажи­вайся к нам, Незнайка, и послушай рассказ об огне. Тогда ты пой­мешь, что огонь необходим лю­дям, хотя он и очень коварен.

Беседа «Огонь — помощник человека»

Огонь издавна был другом человека. Наши давние предки знали немало хитростей, секре­тов добывания огня.

Как огонь служил древним людям?

Дети. На огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость. (Рассматривают иллюстрацию.)

Воспитатель. Огонь — это свет и тепло. На него можно смотреть бесконечно. Люди лю­бят смотреть на огонь. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «посели­ли» в своем жилище.

А сейчас отгадайте загадку:

Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем,

И любая из сестер

Может вспыхнуть,

Как костер!

Не шути с сестричками —

Тоненькими ... (спичками).

Дети рассматривают иллюстрации.

А для чего нужны спички?

Дети. Чтобы зажигать огонь.

Воспитатель. Много лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане прирученный огонь. Вот одной из таких палочек я и зажгу сейчас нашу свечу.

Посмотрите, ребята, на пламя, понаблюдайте танец огня.

Дети наблюдают за огнем.

Что вы испытываете, глядя на огонь?

Дети. Становится спокойно, уютно.

Воспитатель. Если вы очень устали, у вас плохое настро­ение, попросите родителей зажечь свечу, посмотрите на ее пламя и силы вновь вернутся к вам.

Этюд «Свеча»

Воспитатель предлагает детям превратиться в свечу. Он обращает их внимание на то, что тело будет играть роль свечи и потому останет­ся неподвижным, а руки сыграть роль зажженного огня.

Стоя прямо, дети поднимают руки вверх, соединяют ладони, обра­зуя конус, а затем разъединяют ла­дони и плавно двигают ими из сто­роны в сторону.

Огонь служил древним людям. И сейчас он остается нашим помощником.

Как служит огонь людям сей­час?

Дети. Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить еду — и в квартире на газовой плите, и в деревенской печке, и в туристском походе, на пикнике или на рыбалке у реки.

Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.

Вот видишь, Незнайка, огонь яв­ляется другом человека. Послу­шай вместе с ребятами стихот­ворение о добром огне.

Нам без доброго огня                                                                                                                       Обойтись нельзя ни дня.                                                                                                                          Он надежно дружит с нами,                                                                                                                         Гонит холод, гасит мрак.                                                                                                                         Он приветливое пламя                                                                                                                       Поднимает, будто флаг.                                                                                                                          Нам огонь хороший нужен.                                                                                                                        И за то ему почет,                                                                                                                                      Что ребятам греет ужин,                                                                                                                     Режет сталь,                                                                                                                                             И хлеб печет.

Е. Ильин

Незнайка. Да, такой огонь мне нравится.

                                    Беседа «Пожар — стихийное бедствие»

Воспитатель. Ребята, сила у друга-огня большая-преболь­шая. Но если с этой силой обра­щаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным, злым врагом. Послу­шайте стихотворение про злой огонь.

Вот на спичке, как на ветке,                                                                                                                       Голубой дрожит листок.                                                                                                                        Вот, ломая прутья клетки,                                                                                                                 Хищный делает бросок!..                                                                                                                            Да, огонь бывает разный:                                                                                                                Бледно-желтый, ярко-красный,                                                                                                           Синий или золотой,                                                                                                                             Очень добрый,                                                                                                                                  Очень злой.                                                                                                                                          Злой огонь — огонь пожара,                                                                                                                  Злой огонь — огонь войны!                                                                                                                   Жители земного шара,                                                                                                                          Злой огонь гасить должны!  Е. Ильин

Посмотрите на руку Незнайки и запомните, что огонь всегда таит в себе и опасность. Огонь может натворить много бед. Чем опасен огонь?

Дети. Пожарами. Могут го­реть магазины, больницы, школы, дома, леса, поля. А самое страшное, что в пожарах могут погибнуть люди, и, конеч­но, дети.

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель. Почему воз­никают пожары?

Дети. Люди не соблюдают правила пожарной безопасности.

Воспитатель. О каких причинах возникновения пожара вы знаете.

Дети. Игра со спичками, непотушенный костер, не выключенные электроприборы.

Воспитатель. Очень боль­шое количество пожаров связано с шалостью, игрой со спичками.

Чиркнул спичкой без нужды, бро­сил на пол — и вот уже пожар.

Послушайте стихотворение про спички.

Не играй, дружок, со спичкой,                                                                                                            Помни ты, она мала,                                                                                                                                Но от спички-невелички                                                                                                                      Может дом сгореть дотла.                                                                                                              Младшим братьям и сестричкам                                                                                                    Дошколята говорят:                                                                                                                         «Крепко помните, что спички —                                                                                                               Не игрушка для ребят!»

Можно ли детям играть со спичками?

Дети. Нет.

Воспитатель. Кто имеет право зажигать огонь: взрослый или ребенок?

Дети. Конечно, взрослый.

Воспитатель. Сегодня мы с вами зажигали свечу, можно ли детям зажигать свечи? Чем она опасна?

Дети отвечают.

Правильно, когда горит свеча, плавится воск, он горячий, им можно обжечься. Свеча может упасть. И тогда произойдет пожар. Нельзя наклоняться к свече, можно обжечь лицо, могут заго­реться волосы.

Часто возникают пожары по вине детей. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строитель­ных площадок, а также в лесу. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлета­ются на большие расстояния. И возникают пожары.

Ребята, а если вы увидели непотушенный костер, что вы сде­лаете?

Дети отвечают.

Чтобы не было беды, как нуж­но обращаться с огнем?

Дети. Осторожно.

Воспитатель. А от чего еще может возникнуть пожар?

Дети. Пожар может возник­нуть от телевизора, утюга, других электроприборов, включенных в сеть и оставленных без присмот­ра.

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель.  Если ты включил утюг,                                                                                              Убегать не надо вдруг.                                                                                                                  Закрывая в доме дверь,                                                                                                                         Все ли выключил, проверь.

                                                Правила обращения с огнем

Чтобы огонь был всегда доб­рым, с ним нужно правильно обращаться. Давайте рассмот­рим иллюстрации и еще раз по­вторим правила обращения с огнем.

Дети рассматривают иллюстрации.

Но если случилась беда — пожар, что вы должны сделать?

Дети. Вызвать пожарных.

Воспитатель. А как это сделать? По какому номеру нуж­но позвонить?

Дети.01.

Правильно, при появлении дыма или огня необходимо вы­звать пожарную команду по но­меру 01. — вот номер телефо­на, который надо запомнить. (Показывает картинку.)

А что еще нужно сообщить по номеру 01?

Дети. Сообщить свой адрес, что и где горит.

Воспитатель. Если пожар небольшой, что вы сами можете сделать?

Дети. Залить водой.

Воспитатель. А вот горя­щие электроприборы нельзя ту­шить водой. Если, например, у вас загорелся телевизор, что нужно делать?

Дети. Нужно выдернуть шнур из розетки, а затем взять одеяло и набросить на огонь. Воздух не бу­дет поступать, и пламя погаснет.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель. Я буду называть слова, а вы, услышав слово, отно­сящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши: пожарный, торт, пила, огнетушитель, каран­даш, кисть, каска, пароход, по­жарный рукав, ноты, огонь, иг­рушка, спички, 01, компьютер, ту­шить.

А давайте представим, что слу­чился пожар. Что же делать?

Дети отвечают.

Правильно, нужно ПОКИНУТЬ помещение, а не прятаться под кровать, под одеяло, или в другую комнату. Позвать на помощь взрослых.

А если в квартире уже много дыма?

Дети. Нужно низко пригнуться, прикрыть нос и рот мокрым полотенцем и двигаться к двери.

                                            Физкультминутка

Воспитатель. А представьте, что у нас в саду случился по­жар, что мы должны делать?

Дети. Не суетиться, СПОКОЙНО и быстро одеться, построиться и вместе с воспитателем ПОКИНУТЬ здание.

Воспитатель. Это называ­ется — эвакуация.

Дети рассматривают иллюстра­ции с планом эвакуации

Незнайка. Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, как нужно обра­щаться с огнем. Я понял, что огонь может быть и другом и врагом. Я никогда не буду играть со спичками и своих друзей научу правилам пожарной безо­пасности.

А сейчас отгадайте загадки.

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (Пожар.)

Выпал на пол уголек,                                                                                                                Деревянный пол зажег,                                                                                                                           Не смотри.                                                                                                                                               Не жди, не стой,                                                                                                                                                                  А залей его ... (водой).

Если младшие сестрички                                                                                                               Зажигают дома спички,                                                                                                                          Что ты должен предпринять?                                                                                                              Сразу спички те ... (отнять).

 

 Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусается. (Огонь.)

Воспитатель. Дети, давайте вспомним, когда огонь является нашим другом?

Дети. Когда он нас согревает, помогает готовить еду, помогает работать различным заводам.

Воспитатель. А когда огонь становится нашим врагом?

Дети. Когда возникают пожары.

Воспитатель. От чего про­исходят пожары?

Дети. От неосторожного об­ращения с огнем.

Воспитатель. Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

Дети. Потому что это опасно.

Воспитатель. Чтобы не до­пустить пожара, как нужно обра­щаться с огнем?

Дети. Осторожно и правильно.

Воспитатель. Как вызвать пожарную машину, если случил­ся пожар?

Дети. Набрать по телефону 01.

Воспитатель. Какие пра­вила поведения во время пожара вы знаете?

Дети. Позвонить по номеру 01, сообщить, что случилось, на­звать адрес, сообщить соседям о пожаре, покинуть помещение, в задымленном помещении ды­шать через влажную ткань.

Воспитатель.

 Знать обязан каждый гражданин —  Телефон пожарных «01»:                                                                                    Если что-то загорелось,                                                                                                   На себя возьмите смелость:                                                                                Срочно «01» звоните,                                                                                             Точно адрес назовите,                                                                                         Что горит, давно ли, где.                                                                                       Несколько минут промчится —                                                                                К вам пожарная примчится                                                                                             И поможет вам в беде!

Люди какой профессии тушат пожары?

Дети отвечают.

Какими качествами должны обладать пожарники?

Дети. Они сильные, смелые, выносливые.

Воспитатель. Пожарни­ки — очень опасная и рискован­ная профессия. Как они одеты?

Дети. Пожарники одеты в специальные огнеупорные кос­тюмы, а голову защищает каска.

Воспитатель. Чем оснаще­на пожарная машина?

Дети. Высокой лестницей, баком с водой и шлангом.

Воспитатель. Вот мы с вами и попробуем сейчас сделать аппликацию «Пожарная машина».

Дети выполняют аппликацию на тему «Пожарная машина».

 

 

Оставить комментарий: