Познавательное мероприятие по формированию правил пожарной безопасности
21 января 2018
Познавательное мероприятие по формированию правил пожарной безопасности «Искорка за искорку»
Автор: Карагаева Ю.Н.
Цель: дать детям начальные знания по пожарной безопасности.
Задачи:
- показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную;
- познакомить с историей использования огня человеком;
- дать знания о причинах возникновения пожара;
- закрепить знание правил пожарной безопасности;
- сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;
- развивать речь детей, память, сообразительность, мышление, наблюдательность;
—развивать навыки выполнения аппликации.
Проблема: дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за их безопасность.
Вид мероприятия: творческое, информационно – практико - ориентированное.
Участники: дети старшей группы, герой Незнайка, воспитатель, музыкальный руководитель.
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие» - двигательная деятельность;
«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
«Познавательное развитие»-познавательно-исследовательская деятельность;
«Речевое развитие» - коммуникативная деятельность.
«Художественно-эстетическое развитие» - слушание, пение, рисование…
Оборудование: плакаты и рисунки по противопожарной безопасности, иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, полезного применения огня; свеча, спички, цветная бумага, клей, ножницы, листы картона.
Ход мероприятия
Воспитатель (читает загадку) Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он со злости ест дрова, Может час, а может два, Ты рукой его не тронь, Искусает он ладонь. (Огонь.)
Сегодня мы с вами поговорим об огне.
Раздается стук и дверь.
Ребята, кто к нам пришел?
Появляется Незнайка. У него забинтована рука.
Здравствуй, Незнайка!
Незнайка. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Незнайка, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?
Незнайка. Я решил поиграть в пожарных. Взял спички, хотел развести маленький костер, а потом его потушить.
Воспитатель. Ой, Незнайка, ты меня пугаешь! Ребята, разве можно играть в такую игру? Это может закончиться печально.
Незнайка. Да, ребята, вы правы. Вот я и обжег руку. Хорошо, что доктор Айболит рядом оказался! Он огонь потушить помог, руку обожженную забинтовал. Кто только этот огонь выдумал, зачем он нужен?
Воспитатель. Присаживайся к нам, Незнайка, и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймешь, что огонь необходим людям, хотя он и очень коварен.
Беседа «Огонь — помощник человека»
Огонь издавна был другом человека. Наши давние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня.
Как огонь служил древним людям?
Дети. На огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость. (Рассматривают иллюстрацию.)
Воспитатель. Огонь — это свет и тепло. На него можно смотреть бесконечно. Люди любят смотреть на огонь. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.
А сейчас отгадайте загадку:
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть,
Как костер!
Не шути с сестричками —
Тоненькими ... (спичками).
Дети рассматривают иллюстрации.
А для чего нужны спички?
Дети. Чтобы зажигать огонь.
Воспитатель. Много лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане прирученный огонь. Вот одной из таких палочек я и зажгу сейчас нашу свечу.
Посмотрите, ребята, на пламя, понаблюдайте танец огня.
Дети наблюдают за огнем.
Что вы испытываете, глядя на огонь?
Дети. Становится спокойно, уютно.
Воспитатель. Если вы очень устали, у вас плохое настроение, попросите родителей зажечь свечу, посмотрите на ее пламя и силы вновь вернутся к вам.
Этюд «Свеча»
Воспитатель предлагает детям превратиться в свечу. Он обращает их внимание на то, что тело будет играть роль свечи и потому останется неподвижным, а руки сыграть роль зажженного огня.
Стоя прямо, дети поднимают руки вверх, соединяют ладони, образуя конус, а затем разъединяют ладони и плавно двигают ими из стороны в сторону.
Огонь служил древним людям. И сейчас он остается нашим помощником.
Как служит огонь людям сейчас?
Дети. Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить еду — и в квартире на газовой плите, и в деревенской печке, и в туристском походе, на пикнике или на рыбалке у реки.
Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.
Вот видишь, Незнайка, огонь является другом человека. Послушай вместе с ребятами стихотворение о добром огне.
Нам без доброго огня Обойтись нельзя ни дня. Он надежно дружит с нами, Гонит холод, гасит мрак. Он приветливое пламя Поднимает, будто флаг. Нам огонь хороший нужен. И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Режет сталь, И хлеб печет.
Е. Ильин
Незнайка. Да, такой огонь мне нравится.
Беседа «Пожар — стихийное бедствие»
Воспитатель. Ребята, сила у друга-огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным, злым врагом. Послушайте стихотворение про злой огонь.
Вот на спичке, как на ветке, Голубой дрожит листок. Вот, ломая прутья клетки, Хищный делает бросок!.. Да, огонь бывает разный: Бледно-желтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый, Очень злой. Злой огонь — огонь пожара, Злой огонь — огонь войны! Жители земного шара, Злой огонь гасить должны! Е. Ильин
Посмотрите на руку Незнайки и запомните, что огонь всегда таит в себе и опасность. Огонь может натворить много бед. Чем опасен огонь?
Дети. Пожарами. Могут гореть магазины, больницы, школы, дома, леса, поля. А самое страшное, что в пожарах могут погибнуть люди, и, конечно, дети.
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель. Почему возникают пожары?
Дети. Люди не соблюдают правила пожарной безопасности.
Воспитатель. О каких причинах возникновения пожара вы знаете.
Дети. Игра со спичками, непотушенный костер, не выключенные электроприборы.
Воспитатель. Очень большое количество пожаров связано с шалостью, игрой со спичками.
Чиркнул спичкой без нужды, бросил на пол — и вот уже пожар.
Послушайте стихотворение про спички.
Не играй, дружок, со спичкой, Помни ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла. Младшим братьям и сестричкам Дошколята говорят: «Крепко помните, что спички — Не игрушка для ребят!»
Можно ли детям играть со спичками?
Дети. Нет.
Воспитатель. Кто имеет право зажигать огонь: взрослый или ребенок?
Дети. Конечно, взрослый.
Воспитатель. Сегодня мы с вами зажигали свечу, можно ли детям зажигать свечи? Чем она опасна?
Дети отвечают.
Правильно, когда горит свеча, плавится воск, он горячий, им можно обжечься. Свеча может упасть. И тогда произойдет пожар. Нельзя наклоняться к свече, можно обжечь лицо, могут загореться волосы.
Часто возникают пожары по вине детей. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок, а также в лесу. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. И возникают пожары.
Ребята, а если вы увидели непотушенный костер, что вы сделаете?
Дети отвечают.
Чтобы не было беды, как нужно обращаться с огнем?
Дети. Осторожно.
Воспитатель. А от чего еще может возникнуть пожар?
Дети. Пожар может возникнуть от телевизора, утюга, других электроприборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра.
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель. Если ты включил утюг, Убегать не надо вдруг. Закрывая в доме дверь, Все ли выключил, проверь.
Правила обращения с огнем
Чтобы огонь был всегда добрым, с ним нужно правильно обращаться. Давайте рассмотрим иллюстрации и еще раз повторим правила обращения с огнем.
Дети рассматривают иллюстрации.
Но если случилась беда — пожар, что вы должны сделать?
Дети. Вызвать пожарных.
Воспитатель. А как это сделать? По какому номеру нужно позвонить?
Дети.01.
Правильно, при появлении дыма или огня необходимо вызвать пожарную команду по номеру 01. — вот номер телефона, который надо запомнить. (Показывает картинку.)
А что еще нужно сообщить по номеру 01?
Дети. Сообщить свой адрес, что и где горит.
Воспитатель. Если пожар небольшой, что вы сами можете сделать?
Дети. Залить водой.
Воспитатель. А вот горящие электроприборы нельзя тушить водой. Если, например, у вас загорелся телевизор, что нужно делать?
Дети. Нужно выдернуть шнур из розетки, а затем взять одеяло и набросить на огонь. Воздух не будет поступать, и пламя погаснет.
Игра «Не ошибись»
Воспитатель. Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши: пожарный, торт, пила, огнетушитель, карандаш, кисть, каска, пароход, пожарный рукав, ноты, огонь, игрушка, спички, 01, компьютер, тушить.
А давайте представим, что случился пожар. Что же делать?
Дети отвечают.
Правильно, нужно ПОКИНУТЬ помещение, а не прятаться под кровать, под одеяло, или в другую комнату. Позвать на помощь взрослых.
А если в квартире уже много дыма?
Дети. Нужно низко пригнуться, прикрыть нос и рот мокрым полотенцем и двигаться к двери.
Физкультминутка
Воспитатель. А представьте, что у нас в саду случился пожар, что мы должны делать?
Дети. Не суетиться, СПОКОЙНО и быстро одеться, построиться и вместе с воспитателем ПОКИНУТЬ здание.
Воспитатель. Это называется — эвакуация.
Дети рассматривают иллюстрации с планом эвакуации
Незнайка. Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, как нужно обращаться с огнем. Я понял, что огонь может быть и другом и врагом. Я никогда не буду играть со спичками и своих друзей научу правилам пожарной безопасности.
А сейчас отгадайте загадки.
Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (Пожар.)
Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег, Не смотри. Не жди, не стой, А залей его ... (водой).
Если младшие сестрички Зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички те ... (отнять).
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается. (Огонь.)
Воспитатель. Дети, давайте вспомним, когда огонь является нашим другом?
Дети. Когда он нас согревает, помогает готовить еду, помогает работать различным заводам.
Воспитатель. А когда огонь становится нашим врагом?
Дети. Когда возникают пожары.
Воспитатель. От чего происходят пожары?
Дети. От неосторожного обращения с огнем.
Воспитатель. Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?
Дети. Потому что это опасно.
Воспитатель. Чтобы не допустить пожара, как нужно обращаться с огнем?
Дети. Осторожно и правильно.
Воспитатель. Как вызвать пожарную машину, если случился пожар?
Дети. Набрать по телефону 01.
Воспитатель. Какие правила поведения во время пожара вы знаете?
Дети. Позвонить по номеру 01, сообщить, что случилось, назвать адрес, сообщить соседям о пожаре, покинуть помещение, в задымленном помещении дышать через влажную ткань.
Воспитатель.
Знать обязан каждый гражданин — Телефон пожарных «01»: Если что-то загорелось, На себя возьмите смелость: Срочно «01» звоните, Точно адрес назовите, Что горит, давно ли, где. Несколько минут промчится — К вам пожарная примчится И поможет вам в беде!
Люди какой профессии тушат пожары?
Дети отвечают.
Какими качествами должны обладать пожарники?
Дети. Они сильные, смелые, выносливые.
Воспитатель. Пожарники — очень опасная и рискованная профессия. Как они одеты?
Дети. Пожарники одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска.
Воспитатель. Чем оснащена пожарная машина?
Дети. Высокой лестницей, баком с водой и шлангом.
Воспитатель. Вот мы с вами и попробуем сейчас сделать аппликацию «Пожарная машина».
Дети выполняют аппликацию на тему «Пожарная машина».